Вторник, 23.04.2024, 16:46

Добро пожаловать на сайт Быковской Детской Библиотеки

Регистрация
Вход на сайт:
Меню сайта
Карта
Погода
Яндекс.Погода
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Троица. Духов день

 


Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах, над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

И на селе с утра идёт обедня в храме;
Зелёною травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарён...

...Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принёс сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых берёзовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву и смиренье.
И.Бунин

 


Наступал весенне-летний сезон сельскохозяйственных работ, наступали и праздники. день Святой Троицы был одним из главных среди них. Он праздновался на 50-й день после Пасхи, иногда назывался Зелёными Святками (по сравнению с зимними, Рождественскими, святками). Троица разделяла зиму и лето. 
Само название Троица связано с тем, что Бог существует в трёх единых лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому сразу после дня Святой Троицы, в понедельник после неё, отмечался Духов день. В русских деревнях Духов день называли именинами земли. Крестьяне с любовью и большим уважением относились к земле – поилице и кормилице. В день её именин считалось, что все травы, цветы и деревья радуются; строго запрещалось "тревожить" землю – рыть, копать, сажать овощи, пахать. Земля отдыхала и праздновала свои именины.А раз так, то крестьяне приносили ей подарки – "кормили землю-матушку": стелили в поле скатерти, ставили праздничные кушанья, пироги, сами угощались, а потом с пением женщины обходили поля, осторожно приподнимали верхний слой почвы и клали кусочки пирога, сладости, присыпали землёй, а старшая из них говорила: "Земля-именинница, дай нам урожай".

...Люди всегда верили, что богатая, пышная летняя зелень даст им силы, здоровье, красоту и богатый урожай осенью. Особенно любили берёзку – чистое, светлое, доброе дерево. Ветви берёзы приносили в церковь; их освящали на службе, а потом брали с собой домой и хранили у икон целый год. В амбаре ветки отпугивали мышей, на чердаке – защищали дом от пожаров, под подушкой – помогали избавиться от страшных сновидений. Верили люди: троицкой зеленью можно вылечить человека. 
За три дня до Троицы в народе отмечали Семик (то есть "седьмой"). В древности Семик завершал весенние праздники, которые начинались Масленицей. В народе говорили: "Честь и хвала, что Маслена Семика в гости звала", "Масленица – Семикова племянница". В Семик на Руси девушки завивали берёзы, на Троицу развивали.
После службы все спешили к берёзам.  Берёза – подружка, кума, и под её ветвями в Троицу можно загадать желание. Молодёжь (в основном девушки) устраивала гулянья, водила хоровод вокруг берёзы. Дерево украшали лентами, венками, бусами, вышитыми полотенцами, поясами. Круглый год по всей России запрещалось ломать это дерево, кроме Троицына дня, когда берёзку срубали, ставили в центр поляны и веселились вокруг неё. В некоторых областях украшенную берёзу носили по деревне, пели песни, поздравляли друг друга. Каждый крестьянский дом и двор был украшен свежей троицкой зеленью, цветами, лентами. девушки плели троицкие венки из зелени и полевых цветов и надевали на головы, перевивали красными и розовыми лентами. Заплетая венки, девушки гадали о будущем:

 

Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен,
А я, молодёшенька,
Весь год веселёшенька.

Потом венки, загадывая, бросали в воду, напевая:

Венок мой берёзовый,
Плыви – не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.

Куда поплывёт венок – в той стороне жених найдётся, если тонет – милый изменит, столкнётся с другим венком – готовься, девица, к замужеству.

От Пасхи до Духова дня девушки в русских деревнях кумились. Они тайно от всех уходили  в лес, на луг, к реке, но чаще всего – на поляну, где росли берёзы. Девушки по двое (две кумы) заплетали берёзовые ветки, вешали на деревце свои крестики на ярких, нарядных ленточках, крестились, трижды целовали друг друга через шнурок крестика, обменивались ими и дарили друг другу подарки – бусы, ожерелья, серьги, менялись платьями, платками, шалями, лентами, венками; потом приглашали подруг домой на угощение. После кумления девушки называли друг друга кумами, кумушками.

Был ещё один очень необычный обряд. Назывался он "Крещение и похороны кукушки". Его тоже проводили на Троицу. "Кукушкой" называли куклу. изготовленную из травы, соломы, веток и тряпочек. По форме кукла напоминала кукушку; её наряжали в женскую одежду, украшали, надевали крест ("крестили") и ленты, бусы – всё было розового и красного цвета. С "кукушкой" шли по деревне, пели. Потом "кукушку хоронили". В это время девушки тоже могли кумиться. Парни всегда хотели отыскать и сломать "кукушку", но девушки её хитро прятали – это была летняя игра деревенской молодёжи. На другой день девушки "ходили смотреть похороненную кукушку". Её снимали с дерева или откапывали из земли, снимали украшения – обряд-игра заканчивался. "Наряд", который был на "кукушке", разбирали, делили между собой и хранили дома.

Завивание берёзки, плетение венков, "кукушка", кумление – это всё входило в Зелёные Святки. Очень любили песни-игры: "Ты удайся, удайся, мой лён", "Мы просо сеяли". В этих играх двигались так, словно сеяли, молотили, собирали урожай, засыпали в закрома зерно. Были уверены, что от этого будет богаче урожай.
 

 
 

 

♦  Менжиева М.В.   Праздники на Руси.- М.: Белый город, 2008.- 48 с.: ил.- (История России).
♦  Михеева Л.Н.   Русские народные праздники.- М.: Дрофа-Плюс, 2007.- 80 с.: ил.- (Наше Отечество). 
♦  Шалаева Г.П.   Большая книга российских праздников.- М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Издательство Астрель", 2009.- 208 с.