Среда, 24.04.2024, 23:23

Добро пожаловать на сайт Быковской Детской Библиотеки

Регистрация
Вход на сайт:
Меню сайта
Карта
Погода
Яндекс.Погода
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Масленица

 

 

 

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!
В. Степанов

 

 

 

 

 

 

 

Видеопрезентация  

"МАСЛЕНИЦА"  

 

 

Кого ни спросите, вам ответят: Масленица – это когда весной блины пекут. Да, но на дворе-то ещё зима. И почему именно блины, а не что-нибудь ещё? Пироги, например? 
В словаре говорится: "Масленица – название весеннего праздника проводов зимы перед Великим постом, с которым у славянских народов связан обычай печь блины, устраивать различные увеселения". Масленицу ещё называют Масленкой, Масленичной неделей, Сырной неделей. До 16 века эта неделя называлась мясопуст, потому что перед Великим постом нельзя было есть мясо, а только молочные продукты – сметану, творог, масло, сливки, молоко, сыр, – а также яйца и рыбу. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Поэтому основной едой во время Масленицы были блины, которые напоминали весеннее солнце, – круглые, румяные, горячие. Блины появились раньше хлеба. В 15 веке на Руси их называли "млины", но уже в 16 веке они получили своё привычное название – блины. Это была обычная крестьянская еда. Блины всегда находились на столе во время самых важных в жизни человека событий: на праздниках, на крестинах, на свадьбе, на похоронах. Блины пекли из разных сортов муки: пшеничной, гречневой, овсяной, ржаной, ячменной. Во время Масленицы блины поедали в огромном количестве: и дома, и в гостях, и на ярмарках. Люди приговаривали: "Блин брюху не порча", "Без блина не Маслена". Даже во время Великого поста разрешалось печь блины из гречневой муки с растительным маслом и луком.
Печь блины было делом почётным. Готовить опару (дрожжевое жирное тесто) доверяли только самым уважаемым в семье женщинам – старшим, хорошим стряпухам. Тесто замешивалось на снегу на озере или на берегу реки, у колодца или во дворе. Начинали готовить тесто только после восхода месяца и появления первых звёзд. Всё делалось в тишине, в тайне ото всех, ночью, накануне первого дня Масленицы. Это был строгий крестьянский закон, потому что люди верили: если поступать так, можно уберечься от нечистой силы. Первый блин не ели. В некоторых областях России первый блин давали мальчику лет 8 – 10, посылали его в огород "ездить " на ухвате или кочерге с блином в руках и выкликать весну, лето: "Приходи, лето красное! Соху, борону – я пахать иду".
Масленица – особый народный праздник, который существовал задолго до крещения Руси. Славяне были в основном земледельцами и свой праздник отмечали, провожая холодную суровую зиму и радостно встречая долгожданную весну. Праздник должен был приблизить весну, ускорить её наступление, хотя зима ещё вовсю хозяйничала. 
В Масленице всё переплелось: древние языческие обряды, семейные обряды и те, что пришли к нам после крещения Руси.
Какие же это обряды? Вот некоторые из них:

  • Поминовение умерших предков (родителей, родственников). Пекли блины, лепёшки, оладьи, пироги, приносили их на могилы, клали на крышу, раздавали нищим.​
  • Гостевание (хождение в гости к молодым, которые недавно поженились). Придя в дом, гости придирчиво осматривали всё и решали, умеют ли молодые муж и жена быть хорошими хозяевами, гостеприимны ли они.
  • Масленичные развлечения: катания на лошадях, катание с ледяных гор, качели, строительство и "взятие" снежных городков, крепостей, устройство балаганов.
  • Проводы Масленицы, зажигание костров, сжигание чучела Масленицы, ряженье, игры.

В празднике участвовали все: и старики, и молодые, и дети – и в деревнях, и в городах. К Масленице начинали готовиться заранее: хозяйки наводили чистоту во всех углах дома – от чердака до погреба, заново белили печи, скоблили столы, лавки, полы, готовили праздничную посуду, тщательно выметали мусор со двора и перед порогом. Закупали множество продуктов для праздничного стола, сладости, пряники, орехи, конфеты – для детей.

Как ни странно, жевательная резинка – изобретение не вполне американское. На Масленицу в русских деревнях варили для детей берёзовую жвачку. Тонкие слои бересты клали в жестяные банки и томили в русской печи, в углях. Получалась чёрная масса с привкусом берёзового сока. Днём её жевали, а на ночь клали в клюквенный сироп. За работой жевать не дозволялось – мешает. А в праздник можно!

Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Масленичная неделя была самым весёлым и любимым временем в году. Каждый день назывался по-своему: понедельник – встреча, вторник – заигрыш – 
в этот день строили дети снежные крепости, катались с гор и играли в различные игры; среда – лакомка – в этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами с мёдом, маслом, сметаной вволючетверг – разгул, перелом, широкий четверг – в этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, общее катание с горок, веселились, пели, плясали до вечера; пятница – тёщины вечёрки – на тёщины вечёрки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почётные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем тёще более оказывалось почестей; суббота – золовкины посиделки – на золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе; воскресенье – проводы, прощение, прощёный день –  в этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло».
Встреча Масленицы происходила очень торжественно. Заранее изготавливали чучело Масленицы (из пучков соломы, ярких кусков ткани) или Масленика. Эти куклы были главными действующими лицами на празднике, они имели женский или мужской облик. Примерно за неделю молодые женщины и девушки собирались вместе. На сноп соломы надевали юбку, кофту или рубаху и широкие штаны, на голову – платок или шапку. Руки плели из жгутов соломы. Костюм должен был быть старым, ветхим, потому что зима уже уходила и должна была унести с собой всё старое. В изготовлении масленичных кукол принимала участие вся деревня: кто приносил лоскуты, кто – солому, кто вязал чучело, кто – одевал, потому что праздник был всеобщим. Иногда Масленице придумывали имена: Дуня, Авдотья, Гаранька. 
Масленичные куклы принимали участие во всех обрядах и играх праздника: их возили на санях, катали с гор. Сани с чучелом Масленицы съезжали вниз под крики детей: "Приехала Масленица! Пришла Масленица!" Девушки, парни, дети начинали кататься с гор на санках, скамейках, заледеневших лукошках. 

Масленицу величали и славили, она представлялась крестьянам толстой, широкой. "Толстая Масленица блинов объелась!" – кричали во время гуляний. Но вот дорогую гостью приветливо и весело встретили на горке, холме, спели ей приветствия: "Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться".

А мы Масленицу дожидали,
В окошечко доглядали.
Сыром, маслицем поливали,
На горушку выходили,
Сыр с маслецем выносили,
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были красивые!

Самыми важными считались последние четыре дня праздника – широкая, разгульная Масленица. Существовало поверье: как встретишь Масленицу, таков и весь год будет. Поэтому все старались отметить праздник как можно лучше, веселее. Устраивались кулачные бои на озёрах, брали снежные крепости. Один такой эпизод запечатлён на картине художника В.И. Сурикова "Взятие снежного городка".
Воскресенье было последним днём праздника. Масленицу провожали всей деревней. На горке или на холме (там, где неделю назад встречали Масленицу) складывали большой костёр, и каждая семья что-нибудь бросала в него – то, что вышло из употребления, сломалось, испортилось (старые лапти, изношенные вещи, грабли без зубьев, старые негодные веники, солому). Иногда дети всю неделю дети собирали по деревне этот хлам, который теперь бросали в общий костёр.

Ельник, березник –
На Чистый понедельник.
Уж то ли не дрова:
Осиновы дрова,
Берёзовы дрова.
Подавайте нам сюда,
На Масленицу, на горелицу.

В центре костра укрепляли шест, на него надевали старое колесо или сноп соломы на венике. Костёр должен был быть ярким и хорошо гореть, разжигали его в 7 – 8 часов вечера и сжигали Масленицу. Зачем же её сжигать? Ведь всю неделю вокруг неё пели, плясали, оказывали всяческое почтение...
Дело в том, что  у Масленицы было и другое имя, которое наши предки предпочитали не произносить вслух. Ведь не все языческие боги были добрыми. И даже их имена вслух лучше не произносить. Масленица и была таким вторым – безопасным – именем злой Мары-Марены – образа лютой зимы, стужи, тьмы и смерти. Как же было не сжечь эту злую и к тому же довольно надоевшую зиму? Чучело Масленицы сжигали на костре – это означало уход зимы, изгнание тёмных сил, враждебных людям. Праздник считался оконченным.

 


♦  Менжиева М.В.   Праздники на Руси.- М.: Белый город, 2008.- 48 с.: ил.- (История России).
♦  
Михеева Л.Н.   Русские народные праздники.- М.: Дрофа-Плюс, 2007.- 80 с.: ил.- (Наше Отечество).  
♦  Коломийцева Е.   Праздник начала весны // Лазурь.- 2012.- № 2.- С. 4-7.
♦  
Шалаева Г.П.   Большая книга российских праздников.- М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Издательство Астрель", 2009.- 208 с.

 

  ПРАЗДНУЕМ МАСЛЕНИЦУ!

2021 год — 8 - 14 марта