Четверг, 25.04.2024, 01:13

Добро пожаловать на сайт Быковской Детской Библиотеки

Регистрация
Вход на сайт:
Меню сайта
Карта
Погода
Яндекс.Погода
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 97
Статистика

Пасха

 

 

Земля и солнце, 
Поля и лес - 
Все славят Бога: 
Христос Воскрес! 

В улыбке синих 
Живых небес 
Всё та же радость: 
Христос Воскрес! 
Вражда исчезла, 
И страх исчез. 
Нет больше злобы - 
Христос Воскрес! 
Как дивны звуки 
Святых словес, 
В которых слышно: 
Христос Воскрес! 
Земля и солнце, 
Поля и лес -
Все славят Бога: 

Христос Воскрес! 
Л. Чарская
 

 

 

Нет для христиан праздника радостнее, чем Пасха, потому что в этот день Иисус Христос ожил – воскрес из мёртвых. "Праздник праздников" – так называют его православные.
Христос был предан одним из своих учеников – Иудой – и обречён на мучительную смерть на кресте. Он воскрес в ночь с субботы на воскресенье. Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю; в лунном месяце 28 дней, а не 30 (или 31), как в солнечном. Поэтому день праздника не закреплён в числе, но всегда приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.
Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всенощное бдение. "Бдение" – от глагола "бдить": быть внимательным, не спать. В эту ночь обязательно происходил крестный ход: впереди священник с крестом, а за ним дети и взрослые с зажжёнными свечами, выходили на улицу и с молитвами и пением псалмов обходили вокруг храма. Ведь Сын Божий Иисус Христос рождён от света и принёс людям свет. Так люди подтверждали свою верность Христу-свету: тысячи и тысячи маленьких огоньков зажигались по Руси в весенней пасхальной ночи. 
На Пасху принято печь куличи и красить яйца.
Кулич – это сдобный хлеб, специально предназначенный для праздничного пасхального стола. В переводе с греческого языка кулич означает "крендель". Форма кулича обычно была круглой, высокой, посередине верхушки – крест из теста. В кулич обязательно добавляли много яиц, масла, молока, изюма, сахара, чтобы сделать его сдобным и "разговеться" после строгого поста. Крестьяне обычно загадывали: если кулич выходит ладный, красивый, высокий, хорошо пропечённый, то весь год в семье будет всё хорошо. 
Кулич занимал на пасхальном столе почётное место. Его делили на столько кусков, сколько человек в семье. В Страстную субботу, перед Светлым Воскресением Христовым, куличи и крашеные яйца освящали в церкви.
На праздничном столе была и сырная пасха, то есть сделанное из творога сладкое кушанье, в форме пирамиды. В него клали изюм, цукаты, орехи.
Так же, как куличи, на Пасху освящают крашеные яйца. По одной из легенд, Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиверию с радостной вестью о воскресении Христа. По обычаю, каждый приходящий к императору должен был что-то подарить. У Марии, кроме яйца, ничего не было, и она протянула ему в дар яйцо.
– Христос воскрес – сказала она ему. 
– Не бывало такого, чтобы кто вернулся из царстве мёртвых, – сказал император Тиверий.– Это так же невозможно, как если бы это белое яйцо вдруг стало красным. И тут же белое яйцо в руках Марии Магдалины сначала порозовело, а затем стало красным.
С тех пор и повелось красить яйца на Пасху (чаще в красный цвет, как цвет крови Спасителя – Иисуса Христа) и обмениваться ими. Это называется христосоваться: люди поздравляют друг друга с праздником, трижды целуются в знак любви и мира, обнимаются, а в руках держат крашеные яйца, которые дарят друг другу. "Христос Воскресе!" – "Воистину Воскресе!" — так говорили друг другу апостолы, когда передавали эту радостную весть. 
Окрашивать яйца начинали на Страстной неделе, в четверг или в Страстную субботу. Красили чаще всего луковыми перьями (шелухой от лука) – это давало красноватый тон. Иногда красили в зелёный или жёлтый цвет. Для этого брали сушёные листья берёзы или травы, которые хранили с лета. 
Часто на Пасху дарят писанки, то есть расписанные фарфоровые яйца, украшенные золотом, узорами из цветов, трав, фигурок птиц, животных.
Воскресение Христово дома отмечали праздничным завтраком – трапезой. После долгого поста, который длится 7 недель, люди с радостью разговлялись – ели ту пищу, которая в пост запрещена. Начинали праздничный завтрак с яиц, кулича и творожной пасхи. Когда наступало пасхальное утро, весь мир преображался, солнышко радовалось, улыбалось, всегда была ясная, хорошая погода. Крестьяне считали, что солнышко играет – трепещется – к хорошей жизни, богатому урожаю.
На Пасху в деревнях были игры и забавы с крашеными яйцами. Держали в руках по нескольку яиц и бились ими. Побеждал тот, у кого больше яиц оставалось целыми. Игра называлась "битки". Иногда яйца катали с горки по деревянным желобкам. Когда катившееся яйцо ударялось и разбивалось о те яйца, которые лежали на земле внизу, оно считалось битым, а его владелец – побеждённым. 
Дети при появлении солнца пели:
Солнышко, вёдрышко¹, 
Выгляни в окошко!
Твои детки плачут,
Сыр колупают,
Собачкам бросают;
Собачки-то не едят,
А куры-то не клюют.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись.
_________
       ¹​ Ведрышко, вёдро – так в старину называли ясную, хорошую погоду. 

Многие девушки, женщины и даже старушки на рассвете пасхального утра умывались с золота, серебра и пасхального яйца, чтобы разбогатеть, похорошеть и помолодеть. 
Вся Пасхальная неделя (её называют Светлой седмицей) считается праздничной, каждый её день называется светлым. Всю неделю не смолкает колокольный звон в церквах.
Первое воскресенье после Пасхи называют Фоминым воскресеньем. Предание говорит о том, что когда воскресший Иисус явился своим ученикам, среди них не было Фомы. 
Он не поверил рассказам других апостолов о воскресшем Учителе, и тогда Христос явился именно Фоме, и тот поверил в воскресение Спасителя.
В России этот день называют Красной горкой. У славян в этот день праздновали начало весны. В Древней Руси на холмах зажигали костры в честь языческих богов. Потом в это время стали просто радостно встречать весну; девушки водили хороводы, пели, плясали. С этого дня начиналось время свадеб, венчания в церкви. Само же название – Красная горка – произошло от того, что в это первое после Пасхи воскресенье кликали весну рано утром с вершины холма, горки.

 

 

 


♦  Менжиева М.В.   Праздники на Руси.- М.: Белый город, 2008.- 48 с.: ил.- (История России).
♦  
Михеева Л.Н.   Русские народные праздники.- М.: Дрофа-Плюс, 2007.- 80 с.: ил.- (Наше Отечество).
♦  
Шалаева Г.П.   Большая книга российских праздников.- М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Издательство Астрель", 2009.- 208 с.  

 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПО НЕДЕЛЯМ

1. НЕДЕЛЯ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
Первая неделя Великого поста начинается с чтения Великого покаянного канона Андрея Критского (с понедельника по четверг) и заканчивается праздником Торжества Православия. Это торжество Церкви над всеми ересями и расколами (ересь – отклонение от догматов веры). Праздник был установлен в Греции в 9 веке в память о победе над врагами Церкви, отвергавшими почитание икон.

2. НЕДЕЛЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ
Во вторую неделю Великого поста Церковь совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Святитель родился в Константинополе в 1296 году. В 20 лет удалился на Святую Гору Афон, где принял монашество. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким Он сиял на Фаворе во время Преображения.

3. НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ
В третье воскресенье Великого поста на утреннем богослужении выносят Святой Крест: верующие вспоминают о страданиях и смерти Христа. В этот и последующие дни служба в церкви сопровождается поклонами (отсюда название седмицы – "Крестопоклонная"). Крест остаётся в храме для поклонения до пятницы.

4. НЕДЕЛЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
В четвёртое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, живший в 6-7 веках. Святой 43 года провёл в пустыне, был игуменом Синайского монастыря. Он написал книгу "Лествица рая", в которой показал, как человеку достичь духовного совершенства.

5. НЕДЕЛЯ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
В пятое воскресенье  Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской, давшей нам пример истинного покаяния в грехах.

6. НЕДЕЛЯ ЦВЕТОНОСНАЯ
В субботу шестой недели вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. А в воскресенье – вход Господень в Иерусалим. Этот праздник ещё называют Вербным воскресеньем. Когда Иисус прибыл в Иерусалим, горожане встречали Его, как царя: с пальмовыми ветвями в руках. В России место пальмы заняла верба – растение, цветущее ранней весной. На воскресном богослужении существует традиция освещения веточек вербы.

7. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвящённая воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.
Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.