Понедельник, 25.06.2018, 10:46

Добро пожаловать на сайт Быковской Детской Библиотеки

Меню сайта
Карта
Погода
Яндекс.Погода
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85
Статистика

Осенние Спасы

 

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»
Сергей Есенин 
 
Вот уж и лето подходит к концу – август...
Наступает золотая осень – время уборки урожая, приготовления заготовок на зиму, время весёлых свадеб, которые на Руси чаще всего играли после праздника Покрова. Но дни ещё стояли по-летнему тёплые, впереди были три Спаса – Медовый, Яблочный, Ореховый.
Осенние Спасы – это три праздника, которые отмечаются в августе: 14, 19 и 29 числа. Название "Спас" – от слова "Спаситель".
Первый Спас – 14 августа – называют Медовым, но у него ещё много других названий: Маковый, Маккавей, Происхожденьев день, Мокрый или Водный, Спас на воде. 

Медовым Первый Спас называли потому, что в этот день пчеловоды брали мёд из ульев, несли его в церковь, где батюшка освящал его, и только потом мёд разрешалось есть. Мёдом угощали соседей, прохожих, нищих. В деревнях варили медовые квасы, пекли пироги с пшённой кашей и мёдом, пряники из первого мёда и первой ржаной муки нового урожая, как и в Крещение освящали воду. Крестьяне обязательно купались в реке, а после них в воду пускали домашний скот, чтобы они весь год были сильными и здоровыми, поэтому Первый Спас и называли Мокрым, или Спасом на воде. С Первого Спаса начинали повсюду собирать ягоды (малину, черёмуху), заготавливали кедровые шишки. В хозяйстве всё мыли, чистили, готовились к зимним сельскохозяйственным работам, сеяли озимые. Для защиты от нечистой силы весь дом осыпали семенами мака. "В Маккавей мак собирай", – говорили в народе. В этот день ребятишки провожали ласточек, улетавших на зиму в тёплые края.
Ласточка весну начинает – осень накликает. 
Пришёл первый Спас – держи шубу про запас.
С первого Спаса – холодные росы.
Отцветают розы, падают холодные росы.
На первый Спас и нищий медку попробует. 
К Первому Спасу всей деревней (всем миром) ходили помогать по хозяйству вдовам и сиротам: 
Ты – за себя,
Мы – за тебя,
А Христов Спас –
За всех нас!
¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤
Второй Спас – 19 августа – называли Преображением, Яблочным Спасом, Спасом на горе. С середины августа начинают поспевать яблоки, груши, многие овощи: "Пришёл Спас – яблоко припас", "Пришёл Спас – всему час: плоды зреют". Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Считалось, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считали грехом есть яблоки до этого праздника. Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется. Девушки, съедая первое яблоко, загадывали о своих будущих женихах. С этого дня убирали с поле весь горох и угощали им друг друга. Устраивались ярмарки и шумные, весёлые народные гулянья, пели, плясали, загадывали загадки. 

Какой Второй Спас, такой и январь.

Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный – суровую зиму.

Когда ешь первое яблочко, «что надумано – сбудется, что сбудется – не минуется».

Пришёл Второй Спас, бери рукавицы про запас.

Завершался праздник "провожанием заката". Вечером все выходили в поле и провожали солнце прощальными песнями.

¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤

Третий Спас – 29 августа – день Нерукотворного Образа Спасителя, Холщовый Спас, Спас на полотне, Ореховый Спас, Хлебный Спас. В народе праздник называли Спасом на полотне, Холщовым Спасом, потому что в этот день на ярмарках торговали полотном и холстами. Называли Третий Спас и Ореховым: с этого дня разрешалось начинать сбор урожая лещины (лесных орехов). Поэтому кроме хлеба из нового урожая, на стол принято было также подавать различные блюда с орехами. Считалось, что хороший урожай на орехи предсказывает богатый урожай хлеба на следующий год. Хлебный Спас – это день подготовки к завершению летних полевых работ, поэтому его не празднуют с таким размахом, как два предыдущих. Крестьянам не до гуляний: нужно завершить все летние работы в поле, пока не пошли дожди. Однако ярмарки в этот день устраивались, причём считалось, что торговля будет особо благоприятной.

Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зелёных горах холсты продают.

Третий Спас – хлеба припас.

Хорош третий Спас – зимой будет квас.

Отлет в этот день журавлей предвещает раннюю зиму.

Раз журавль отлетает к Третьему Спасу, то на Покров будет морозно, а нет – так и зима погодит.

На Хлебный Спас принято было примечать отлёт птиц, особенно журавлей и ласточек. Но ласточки отлетают во все три Спаса (в первый раз их отлёт наблюдали ещё в Медовый Спас), поэтому особое внимание уделяли журавлям. Считается, что если к Третьему Спасу отлетит журавль, то на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) погода будет морозной, что ознаменует раннее начало зимы. Ещё в этот день святили новые колодцы, чистили целебные источники к осени, пили подземную водицу, а также обходили кругами колодцы, как бы замыкая тёплое времечко. Третий Спас – это день окончательного прощания с летом. И хотя по официальному календарю 29 августа – всё ещё лето, по народному календарю к этому моменту осень уже в разгаре.

​♦  Менжиева М.В.   Праздники на Руси.- М.: Белый город, 2008.- 48 с.: ил.- (История России).
♦  
Михеева Л.Н.   Русские народные праздники.- М.: Дрофа-Плюс, 2007.- 80 с.: ил.- (Наше Отечество).