Суббота, 20.10.2018, 08:34

Добро пожаловать на сайт Быковской Детской Библиотеки

Меню сайта
Карта
Погода
Яндекс.Погода
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 86
Статистика

П.П. Асеев

 

 

Словно волшебнику радужной сказки,
Бог дал Художнику кисти и краски,
Чудо – палитру, мольберт и холстину,
Чтоб сотворил он такую картину,
Где будут горы, восход и закаты,
Синее море и злые пираты,
Жёлтый песок, белоснежные льдины…
Всё, что в душе – то на этой картине.
Молча, Художник стоит у мольберта,
Кисти мелькают, как птицы под ветром.
Лучик от солнца и брызги прибоя,
Горсть янтаря, что прибило волною,
Гроздья рябины, как капельки крови,
Зелень травы, хмурость тучи над морем,
Нежность любимой, улыбку ребёнка –
Всё написал своей кисточкой тонкой.
В это творенье вложил он всю душу,
Сердце своё беспокойное слушал.
Глянул Всевышний, слегка удивился –
На полотне целый мир уместился!
Татьяна Лаврова

 



 
Виртуальные экскурсии по родному краю
Видеофильм  "Один из нас нас"
(посвящается П.П. Асееву)

 


¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤¤

 

Художник-иллюстратор
Асеев Пётр Прохорович
(1919 – 2014)

 

Пётр Прохорович Асеев родился в городе Урюпинске Волгоградской области 25 сентября 1919 года. С детства любил рыбалку — в то время в реке Хопёр водилась разная рыба, даже стерлядь. Сидеть на берегу с удочкой стало увлечением на всю жизнь.
В 1938 году его отец построил дом в пос. Быково, куда переехала вся семья.
Ещё до войны Пётр окончил Московское областное художественное училище памяти 1905 года и работал художником в сельскохозяйственной Академии имени К.А. Тимирязева.
Призывной 1939 год определил красноармейца Петра Асеева на финскую войну (до марта 1940 года), в зенитную артиллерию. Пётр Прохорович вспоминал стрельбу по самолётам из 85-миллиметровых пушек да то, как обморозился жестокой зимой 1940 года.

Когда закончилась финская кампания, его домой не отпустили, а отправили с первым дивизионом Ленинградского военного округа в составе 115-го зенитно-артиллерийского полка в Ленинград, на остров Декабристов (северная часть Васильевского острова).
В 1942-м, самом тяжёлом для Родины году, Пётр Асеев  был на передовой: «Делал, что приказывали».
А приказы были разные: на командном пункте под бомбёжкой рисовать на контурных картах курсы самолётов,  воевать на передовой в батарее артиллеристов, быть посыльным. Другие еле двигались с голоду, а Пётр под вражескими пулями искал в городе нужные адреса и передавал донесения. Ещё помнит, как Юрий Никулин (наш любимый артист) учил его работать на коммутаторе.
И никогда не забыть ту – 1943 года – Дорогу жизни, когда грузовики проваливались под лёд вместе с людьми и продуктами… Тонули моментально, так быстро, что даже водители, стоящие на подножке машины, не успевали спрыгнуть на твёрдое место. Потом водолазы вытаскивали со дна реки серые «камни» ячневой крупы, которые выдавали вместо крупы на кашу. От голода это мало спасало. 
Пётр Прохорович рассказывал, что перед вечерней бомбардировкой Ленинграда над городом летало множество ракет. Это было похоже на салют. Потом выяснилось, что ракеты пускали диверсанты, показывая врагу, где надо бомбить. В операция по задержанию шпионов участвовал и Пётр Асеев.
После Ленинграда Петра Прохоровича направили в Горьковское артиллерийское училище. В первый же день попали под прицельную бомбёжку автозавода. Так и пошло: днём учились, по ночам стреляли – вели заградительный огонь, работали по специальным таблицам, чтобы разрывы были на определённом расстоянии и самолёты обязательно попадали под прицел.
Получив звёздочку младшего лейтенанта, Пётр Асеев воевал уже на Северо-Восточном фронте. В ходе освободительных боёв дошёл до Прибалтики, где и остался после Победы.
В 1946 году П.П. Асеев стал студентом Государственной академии художеств в Латвийской ССР, а в 1950 году её окончил. Для Рижского музея революции выполнил диарамму «Бой латышских стрелков на реке Маза Югла». Его дипломная работа украшала Исторический Рижский городской музей.
В 1957 году вся семья Асеевых переехала в посёлок Быково. Сначала Пётр Прохорович продолжал писать картины, одна из них — «Первый спутник» — попала в Третьяковку.
Но основной творческой работой стала книжная иллюстрация. Более 30 лет художник проработал в издательстве «Детская литература», выпускающем книги для детей дошкольного и школьного возраста. Моделью для многих персонажей в книжных иллюстрациях стала дочь Петра Асеева – Татьяна.

Изобразительным искусством занималась вся семья: жена – Галина Андреевна – закончила худграф Потёмкинского института и преподавала в школе рисование и черчение (отец Галины Андреевны известный художник, график, иллюстратор Андрей Андреевич Брей); сын Андрей тоже закончил худграф только уже Московского педагогического института им. Ленина, стал книжным художником и дизайнером; Татьяна училась на художественно-педагогическом отделении училища памяти 1905 года.
Пётр Прохорович иллюстрировал книги З. Александровой, В. Осеевой, Г. Балла, Е. Пермяка, Л Воронковой и других.
В свободное время Пётр Прохорович с семьёй ездил на рыбалку, за грибами, на этюды, поэтому изображение природы в его книжках такое живое, натурное. Ещё одним увлечением довольно долгое время было разведение голубей — почтовые, бойные, турманы, жившие на чердаке дома.

 

КНИГИ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ П.П. АСЕЕВЫМ

  • Ю. Разумовский «Наперегонки», «Весёлые игры» (1959 г.);
  • Е. Пермяк «Смородинка»» (1961 г.), «Чижик-пыжик» (1968 г.), «Чужая калитка»;
  • Ю. Синицын «Пять волшебных голосов» (1962 г.), «Мастер-чудодей» (1965 г.);
  • Я. Райнис «На взморье» (1962 г.);
  • З. Александрова «Станция весна» (1964 г.), «Дозор» (1970 г.);
  • В Бороздин «Медовые камешки» (1965 г.);
  • К Воронков «Из Артека» (1966 г.);
  • П. Воронько «Журавлики-журавли» (1966 г.);
  • Л. Яхнин «Здравствуй море» (1967 г.);
  • С. Сахарнов «Дельфиний остров» (1969 г.);
  • А. Седугин «Жук на ладошке» (1971 г.);
  • Л. Воронкова «Солнечный денёк» (1971 г.);
  • Г. Демыкина «Цветные стёклышки» (1972 г.), «Ёла» (1989 г.);
  • Г. Балл «Алёнкины дорожки» (1973 г.);
  • С. Могилевская «Мой папа – волшебник» (1975 г.);
  • В. Осеева «Волшебное слово» (1980 г.);
  • В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (1982 г.), «Кем быть»;
  • Э. Цурюпа «Улица зелёная», «Вот такие приключения», «Друзья мои мальчишки»;
  • А. Алексин «Мы пишем»;
  • А. Аксёнова «Мапа» (1962 г.);
  • А. Барто «Машенька» (1983 г.);
  • В. Сухомлинский «Поющее пёрышко» (1974 г.).